About Ukraine.

Форум про Украину

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум про Украину » Журнал Онлайн » Судьба командора Кука


Судьба командора Кука

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Судьба командора Кука

Сыну безродного батрака-поденщика, к тридцати семи годам ставшему капитаном-командором и рыцарем Британского королевского двора, мореплавателю Джеймсу Куку (1728-1779), всю жизнь несказанно везло. Самоучка, «несущий на челе печать гениальности», он не только блестяще освоил штурманское дело, не только прослыл знатоком изящных искусств, философии и математики, но преуспел в теории и практике военного дела, обращая в бегство, сжигая прекрасно вооруженные корабли противника. Верный друг сэра Кука, сэр Стэнли Мур, говорил о нем: «Пудовый кулак, меткая пуля, острый клинок превосходно служили нашему общему делу - мы всегда были непобедимыми, кто бы ни нападал на нас».
Нападали на сплоченную команду знаменитого командора за годы его трех кругосветных экспедиций бессчетное число раз, когда на карту наносились доселе безымянные тихоокеанские острова, когда «уточнялось и обмерялось» местоположение Новой Зеландии, Большого Барьерного рифа и восточного побережья Австралии. Пусть второй экспедиции не удалось найти Южный материк, зато итогом третьего похода стало открытие Гавайских островов и части Аляски с заливом Принца Вильгельма. Убедившись в том, что Берингов пролив между Азией и Америкой действительно существует, Кук, наткнувшись на крепкие льды Антарктики, высадился на «райских Гавайях, чтобы, дождавшись чистой воды, пуститься далее, куда глаза глядят, куда допустит Всевышний». Его именем уже были названы двадцать географических объектов, три залива, две островные группы, два пролива. Другой, имея столь блестящие достижения, почил бы на лаврах. Другой, да. Но не сэр Кук, не устававший повторять: «Якоря для того и существуют, чтобы не ржавели на порогах неизведанного».
Увы. Якобы якорь, брошенный флагманом Discovery, был поднят без него, принявшего злую смерть при обстоятельствах совершенно темных и загадочных. Так полагали до недавнего времени, склоняясь то к одной, то к другой зыбкой версии гибели командора. Согласно одной, первой, он был коварно заманен в хитро закрученный ритуальный лабиринт, обезглавлен деревянным мечом и съеден. Версия вторая мало чем отличается от первой. Рассорившись с полинезийским царьком, Кук, обладающий недюжинной силой, проломив ему голову, добил ударом шпаги. Стража, напавшая со спины, заколола командора, отделила плоть от скелета и, на каноэ подкравшись к борту экспедиционного корабля Resolution, забросила завернутый в воловью шкуру страшный «подарок» на палубу.
Моряки, якобы запечатав останки в просмоленную бочку, доставили в Британию, где почему-то тайно и без почестей захоронили на крестьянском кладбище поместья «Дункан-Кук-филдз». «И такую вот грандиозную личность закапывают, как безвестного бродягу, даже не удостоив мессы. Почему?» - вопрошает американский писатель, доктор права Марк Кулмэн. И отвечает: «Для меня не секрет, что в просмоленной бочке была явно не та плоть, то есть не плоть Кука. Там были останки людей, в отличие от командора, не христианского вероисповедания. А Кук спасся. Спаслась и любимая им девушка, дочь мстительного полинезийского царька. Это-то и есть величайшая тайна, переставшая быть таковой благодаря моим многотрудным разысканиям. Наконец, я знаю и то, почему при совершенно безвыходных обстоятельствах не ушел в мир иной славный сын Британской империи».
Свою монографию «Беседы со скептиками» Марк Кулмэн начинает с того, что Кука никто не намеревался убивать, тем более - съедать. Его принуждали к самоубийству в компании с некой знатной юной гаитянкой, дочерью царька, готовящейся к внутриклановому браку, разрушенному «во всех отношениях неотразимым, незаурядным, мужественным англичанином». Если это так, то как понимать рапорт офицера Discovery Дэвида Сэмвэлла следственной комиссии Королевского адмиралтейства, где сказано: «По прибытии нас, белокожих, приняли за богов, соответственно поклоняясь нам, отказывая в мясной пище, давая вкушать только злаки, сладкие плоды и мед. Команда к тому же не знала, что, по поверьям полинезийцев, боги не чувствуют боли от ударов копий, от возложения на грудь и спину раскаленного железа, что у богов отсутствуют детородные органы, позволяющие иметь потомство от земных женщин. Дикари прознали, что мы тоже страданиями отзываемся на боль. Мы, проявив простодушие, спали с их женщинами, которые очень хотели красивых и умных белых детей. Царек Сну, сообразив, что мы никакие не боги, захотел, чтобы мы побыстрее убрались восвояси, для чего ударил командора стилетом, накануне подаренным ему. Плоть командора подкинули нам отделенной от костей, потому что, опять же по поверьям, злые духи
океанских отмелей не смогут воскресить таким образом убитого человека, если не отыщут его скелет».
Казалось бы, куда яснее. Но не напрасно говорят, рукописи не горят. Чудом уцелел путевой журнал Джеймса Кука. Долгие годы хранился он у потомков офицера корабля Resolution Джона Кроули, пока не был выкуплен на ливерпульском аукционе старинных, не представляющих исторической ценности бумаг, за символическую сумму в 30 фунтов стерлингов. Видимо, сам Господь помог покупателю, биографу Кука, доктору Кулмэну, долго не верившему, что, став обладателем ветхих бумаг, он на самом деле стал обладателем бесценного документа. Выдержка из журнала Кука проливает свет на истинную, не гипотетическую судьбу командора. Вот она, эта выдержка: «Сдается мне, что на простые, светлые и прекрасные радости, которые дает только любимый человек, мне придется обменять не только собственную жизнь, но и жизнь Леуи. Это несправедливо, так же как справедливо то, что с дочерью царька меня навечно связал Гименей. Опускать руки я не намерен. Благоприятствует побегу то, что нам позволили оставаться вместе, сколько угодно, до тех пор, пока не позовем палача. Надобно действовать решительно. От кораблей отделяет земля врагов и запруженная их каноэ полоса воды. Леуи, как все островитянки, лучше плавает, чем ходит по земле. Я тоже не промах. Пушки наших кораблей защитят нас. Далее - привычная работа, чтобы отомстить за позор».
В журнале есть недвусмысленная запись о том, что Кук и его возлюбленная достигли родных берегов командора. Но чью плоть содержал просмоленный бочонок, почему повышенную активность проявили члены следственной комиссии, наконец, кого погребли на погосте поместья Кука? Марк Кулмэн и здесь оказался на высоте. Перелопатив тысячи старинных, разрозненных, порой имеющих друг к другу косвенное отно¬шение документов архива Британского адмиралтейства, он сделал вывод: «Полинезийцы передали английским морякам плоть казненных ими стражников, позволивших сбежать Куку и его возлюбленной -дочери царька. Казнили в назидание: если Кук и беглянка посмеют вернуться на Гавайи, им будет уготована та же участь. В Британии командор не получил королевского разрешения сочетаться церковным браком с дикаркой, принявшей христианскую веру. Как поступил Кук? В знак благодарности в собственном поместье захоронил останки туземцев, спасших его. В дальние плавания больше не пускался. Стал многодетным примерным семьянином, живя на щедрое пенсионное содержание и на доходы от разведения овец. Дни его и дикарки Леуи оборвались в январе 1802 года, только в разные дни. Могилы не найдены. Надеюсь отыскать их в землях бывшего поместья. Надежда на успех слаба. Обнадеживает, что судьба Кука полна счастливыми стечениями обстоятельств».
Историк Самуэль Спенсер настаивает на том, что путевой журнал Кука, соответственно сенсационные разыскания доктора Кулмэна, «надувательство легковерной публики искателем сомнительной славы». Суровый приговор писателю он выносит, несмотря на то, что графологические экспертизы - пять кряду - подтвердили подлинность почерка командора. К месту слова Вальтера: «Твердокаменные догмы приличны только для неизлечимых слепцов. Когда их любимые догмы вдруг рушатся, они делаются агрессивными и несговорчивыми».

Александр ДМИТРИЕВ

Источник: журнал «НЛО»

0

2

.

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » Форум про Украину » Журнал Онлайн » Судьба командора Кука