About Ukraine.

Форум про Украину

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум про Украину » Журнал Онлайн » Рождение «сухопутных броненосцев»


Рождение «сухопутных броненосцев»

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

РОЖДЕНИЕ  «СУХОПУТНЫХ  БРОНЕНОСЦЕВ»

В1916 году Первая мировая война зашла, как говорили тогда, в позиционный тупик. Западный фронт превратился в бесконечную линию окопов. Наступающие войска ничего не могли сделать с отчаянно обороняющимся противником.
СЕКРЕТНЫЕ  «ЦИСТЕРНЫ»
Те, кто сдерживал наступление, были защищены различными оборонительными сооружениями.  Идущие же в атаку, по существу, - ничем. Шквальный огонь из пулеметов косил их. Только за один день боев на реке Сомме из сотен тысяч наступавших на немецкие позиции англичан погибли 20 и около 40 тысяч были ранены. К середине лета 1916 года англичане и французы потеряли свыше 200 тысяч солдат! 150 тысяч потеряли немцы. Несмотря на такие потери, линия фронта сместилась лишь километров на пять.
В Англии среди военных все больше слышалось разговоров о таком новом средстве боя, как бронированные машины, вооруженные пушками и пулеметами. Они должны были, не боясь пуль противника, преодолевать рвы, разрывать заграждения из колючей проволоки, давить пулеметные гнезда и прокладывать дорогу своей наступающей пехоте.
Горячим сторонником создания таких «сухопутных дредноутов» был военный инженер Эрнест Суинтон. У него нашелся и влиятельный сторонник в лице английского морского министра, знаменитого в будущем УинстонаЧерчилля. Но были, разумеется, и противники, считавшие строительство бронированных чудовищ пустой затеей и напрасной тратой денег. К счастью, упорс¬тво скептиков удалось сломить и начать создание нового средства ведения войны. Делалось это в секрете. Чтобы скрыть назначение строящихся машин, говорили, что это сооружаются цистерны для транспортировки воды, по-английски - танки. И слово это закрепилось за бронированными машинами навсегда.
ЖЕЛЕЗНЫЕ  ЧУДОВИЩА
Форма корпуса для первых английских танков была выбрана необычная, в виде стального ромба, окруженного гусеницами. Вращающейся башни с пушкой, как у нынешних танков, у них не было. Пушки торчали из выступающих по бокам казематов, спонсонов, как это делалось на морских военных кораблях. Сзади к корпусу был прикреплен хвост с двумя металлическими колесами. Он предназначался для того, чтобы танк мог преодолеть более широкие рвы и взбираться на возвышения.
Первые английские танки имели обозначение МК-1 (то есть «Марка Один»), Машина весила почти 30 тонн. Большую часть ее корпуса занимали двигатель и различные механизмы. Высота внутреннего помещения позволяла стоять и двигаться, не пригибаясь, но все равно в танке было очень тесно. Рубка управления находилась впереди. Экипаж состоял из восьми человек - командира и семи нижних чинов.
Управлять этим железным чудовищем было непросто. Особенно трудно давались крутые повороты. Грохот внутри стоял страшный. Поэтому команды приходилось отдавать не только громким криком, но и
жестами. При маневрах пот с танкистов тек градом. Впрочем, в танке всегда было нестерпимо жарко. Температура доходила до 70 градусов. Перегрев и отравления выхлопными и пороховыми газами считались обычным делом. Рассказывали, что танкисты, не выдержав жары, бывало, выскакивали из машины на ходу глотнуть свежего воздуха. Благо двигался танк со скоростью пешехода, преодолевая за час всего около шести километров.
Но даже столь несовершенная машина казалась чудом техники. В конце февраля 1916 года первая машина предстала   перед  комиссией, состоявшей из военных высокого ранга. Устрашающий вид стального ромба, грозный гул его двигателя и гром пушечных выстрелов произвели впечатление. Было решено срочно построить сотню танков и немедленно отправить их на фронт.
СОКРУШАЮЩАЯ  АТАКА
В середине сентября 1916 года 32 танка пошли в атаку на немецкие позиции. Свидетель этого боя, германский корреспондент, писал: «Все стояли пораженные, как будто потеряв возможность двигаться. Огромные чудовища медленно приближались к нам, гремя, прихрамывая и качаясь, но все время продвигаясь вперед. Ничто их не задерживало. Кто-то в первой линии окопов сказал, что явился дьявол. И это слово мгновенно разнеслось по окопам».
Танки, словно паутину, смели проволочные заграждения и, поливая пулями немецких солдат, пошли на укрепления, стреляя из орудий. За ними с винтовками наперевес двигались английские пехотинцы. И хотя половина танков не смогла дойти до немецких позиций (подвели моторы), остальные сделали свое дело. Удалось не только освободить два важных стратегических пункта, но и занять господствующее положение, причем почти без потерь. Немецкие же солдаты и офицеры в панике бежали, бросив и окопы, и оружие.
Английские конструкторы быстро совершенствовали свои танки, создав девять разновидностей ромбовидных МК. Броня их становилась толще, двигатели надежнее, вооружение мощнее.
Огромное значение «сухопутных броненосцев» особенно красноречиво проявилось поздней осенью 1917 года, когда разыгралось сражение у Камбрэ. Тогда английское командование поставило задачу прорвать фронт немцев и, проложив дорогу силам кавалерии и пехоты, развить дальнейшее наступление. План был трудно осуществимым, более того, без успешной атаки танков вообще невыполнимым даже ценой огромных потерь. Предстояло взять «линию Зигфрида» с широкими окопами и рвами. Англичане сосредоточили здесь огромные силы: восемь пехотных дивизий, кавалерийский корпус, свыше тысячи пушек и почти полтысячи танков.
БЫСТРОХОДНЫЙ  «УИППЕТ»
Бой начался рано утром 20 ноября.
Местность закрывал густой туман, и это было на руку англичанам. К тому же помогла и поставленная ими дымовая за¬веса. К четырем часам дня стало ясно, что поражение немцев неизбежно. За десять часов боя британские войска продвинулись вперед, вглубь обороны противника на 10 километров. Могли бы и больше, но танки, израсходовав весь запас бензина и все боеприпасы, остановились.
В этом бою именно благодаря танкам удалось взять в плен около восьми тысяч немецких солдат и захватить свыше сотни пушек. После сражения у Камбрэ даже самые ярые противники танков вынуждены были сдаться, понимая, что без поддержки этих бронированных «ящиков», как кое-кто презрительно называл танки, пехота и кавалерия бессильны.
Но этот бой и другие показали, что одних тяжелых танков, таких, как МК, с их «угрюмой» медлительностью, недостаточно. В бою необходимы также бронированные машины более легкие и подвижные.
Опытный быстроходный танк был построен англичанами в декабре 1916 года и два месяца спустя уже представлен военным. Он получил официальное название «Уиппет», что по-английски означает «борзая». Этим создатели танка хотели подчеркнуть, что их машина будет такой же подвижной и быстрой, как охотничья собака. Скорость «Уиппета» была вдвое выше, чем у ромбовидного танка. Экипаж его состоял из трех человек - больше в людей в тесной рубке не смогло бы поместиться. В ней было даже жарче, чем в тяжелых танках. И все же «Уиппет» показал себя как отличный танк.
Наступило время «сухопутных броненосцев». Вслед за Англией свои танки создала Франция, затем - Германия. В России первый отечественный танк появился в 1919 году. До того использовались лишь бронеавтомобили. Но это уже другая большая история.

Александр СЕДОВ

Источник: журнал «НЛО»

0

2

нехотел бы я в то время жить когда была 1-я мировая война и 2-я мировая война,ужасное время.

0

3

777 написал(а):

нехотел бы я в то время жить когда была 1-я мировая война и 2-я мировая война,ужасное время.

да уж времечко было ещё то...

0

4

Kris написал(а):

да уж времечко было ещё то...

впринцепи щас ещё хуже если посмотреть с другой стороны,более вооруженным глазом.

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » Форум про Украину » Журнал Онлайн » Рождение «сухопутных броненосцев»